Bill Evans (Portrait In Jazz 1959)
К 1959 году Билл Эванс приобрел солидный опыт игры с ведущими музыкантами джаза (в том числе в ансамбле трубача Майлза Дэвиса), записал две пластинки в качестве лидера собственного трио и завоевал репутацию одного из самых многообещающих молодых пианистов. Для тридцатилетнего музыканта, подававшего большие надежды, пришла пора сказать собственное слово и существенно реформировать джазовое искусство, направив его по новому уникальному пути развития. И Эванс сказал это слово, записав революционный диск “Portrait in Jazz” вместе с молодым контрабасистом-виртуозом Скоттом Ла-Фарро и ударником Полем Моушеном.
На этой пластинке Билл решил не ограничивать бурную фантазию Ла-Фарро, который не хотел быть заурядным аккомпаниатором, и дал ему полную свободу действий. В результате получилась удивительно согласованная игра, построенная на одновременном импровизировании трех инструментов. Эта знаменательная концепция особенно чувствуется в быстрых композициях (попутно опровергающих мнение некоторых «знатоков» джаза, что Эванс не умеет свинговать) “Autumn Leaves” и “What Is This Thing Called Love?”. Впрочем, и в балладах Скотт не уходит в монотонный «бэкграунд» и солирует одновременно с Эвансом на протяжении всей пьесы, возводя свой инструмент на новую, очень важную ступень восприятия. Для примера достаточно послушать оба варианта интроспективной композиции “Blue in Green”, где музыканты достигают настолько захватывающей взаимопроникновенности, что их импровизации слушаются буквально на одном дыхании. “Portrait in Jazz” был первым значительным альбомом Эванса-лидера. По глубине и цельности пластинка, впрочем, уступает следующему (и, к сожалению, последнему) студийному шедевру трио “Explorations”, однако именно она определила направление дальнейшего развития Эванса-музыканта и стала одной из самых важнейших джазовых пластинок, повлиявших на весь интеллектуальный джаз второй половины XX века. Революция началась именно с “Портрета в джазе”.
Теги: #BestJazz #Jazz #BillEvans